Объединение "Гармоничный мир"

Пятница, 29.11.2024, 03:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2014 » Ноябрь » 24 » Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности
12:10
Игра в спасение: банальный сценарий беспомощности

Сценарии отнимают у людей самостоятельность. Чем подробнее разработан сценарий, тем меньше степень кон­троля человека над собственной жизнью и тем сильнее его беспомощность. В состоянии беспомощности чело­век не может думать, не может самовыражаться, не мо­жет ни работать, ни учиться, не может наслаждаться жиз­нью, не в состоянии бросить пить или курить, не может встать утром, не может лечь спать вечером, не в состоя­нии плакать или прекратить плакать. Некоторые люди чувствуют себя беспомощными в течение всего времени, другие — лишь иногда.

Люди от природы склонны к сотрудничеству и обладают глубокой потребностью в совместной деятельности и взаимопомощи. Ситуации, где один человек нуждается в помощи, а другой может ему предложить эту помощь, часты в социальной жизни. Настоящая помощь может быть радостным и глубоко удовлетворяющим опытом сотрудничества, и стоит разделить позитивную по­мощь и неприятный, разрушительный опыт, который Эрик Берн и Клод Штайнер называли игрой в спасение.

Анализ этой игры

Тезис. Эта игра разворачивается вокруг того факта, что люди время от времени нуждаются в помощи, для того чтобы получить желаемое. Однако профессиональные игроки в спасение придерживаются того мнения, что лю­дям, которые нуждаются в помощи, невозможно помочь, а также что они не могут помочь себе сами. Эрик Берн показал, что некоторые игры, которые он назвал «Играми на всю жизнь», «более успешно, чем дру­гие, превращаются в дело всей жизни человека». Игра в спасение — именно такая игра, и в нее охотно играют многие врачи, медсестры и другие представители «помо­гающих» профессий. Вообще в эту игру, хотя и с меньшей интенсивностью, играют почти все. Три основные роли в этой игре — Спаситель, Пресле­дователь и Жертва.

Позиция Жертвы: «Я не в порядке, Ты в порядке» (я беспомощный и безнадежный; помогите мне). Пози­ция Спасителя дополняет позицию Жертвы: «Я в поряд­ке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь). Позиция Пресле­дователя совпадает с позицией Спасителя: «Я в порядке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина). Эти роли взаимозаменяемы, как и чувства, которые их сопровождают. В случае Жертвы — это чувство беспо­мощности и стыда, Спасителя — вины, а Преследовате­ля — чувство гнева. Спасение обычно не удается и ведет к Преследованию. Хотя человек в разное время играет разные роли, у каждого из нас есть своя любимая роль и сопровождающие ее чувства (или транзактный рэкет), и эта роль может быть центральной темой сценария.

Понятие о ролях Спасителя, Преследователя и Жерт­вы впервые появилось в психиатрической литературе в работе Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Берн постулировал, что человек, который в одной ситуации играет одну роль, в другой вполне может сыграть любую из двух оставшихся. Берн пишет, что каждый человек, играющий в опреде­ленную игру, может свободно переходить от одной роли к другой, и если, допустим, в одном раунде он играл Жерт­ву, то в другом может стать Спасителем, а затем — Пре­следователем.

Три роли

Спаситель

Особенно неадекватно в нашем обществе представление о роли Спасителя. Щедрость, самоотдача, бессребреничество и даже сотрудничество как часть этого мифиче­ского образа поощряются. Поощряется альтруистичное поведение даже с теми людьми, которые обманывают нас, с теми, кто ведет себя эгоистично и несправедливо. Эта доктрина облегчает эксплуатацию рабочих и «маленьких людей» политиками и сверхбогатыми, так как требует от тех, кто «снизу», проявлять добрую волю, желание по­мочь, трудолюбие и другие качества, удобные для тех, кто «сверху».

Матери и жены особенно плохо понимают, насколько оскорбительным и ненужным бывает спасение. Им все­гда внушали, что отказ от исполнения роли Спасителя губителен для Жертвы (на самом деле наоборот). Спасе­ние считается не вредоносным актом (каковым оно на самом деле является), а проявлением альтруизма, щедро­сти и желания помочь. Причина такого положения дел — в том, что женщин приучают к роли бесплатной рабочей силы, которая предназначена для облегчения участи мужчин.

Женам алкоголиков часто бывает трудно принять, что их самопожертвование, готовность терпеть и все прощать не помогают их мужьям, а вредят им.

Роль Спасителя «спасает» того, кто ее принял, от по­ложения Жертвы и создает у него ощущение собствен­ной значимости и силы, но это ее единственное преиму­щество. Свою значимость можно повысить и став Пре­следователем, хотя эта роль поощряется меньше. Чтобы быть Преследователем, нужно получить специальное раз­решение.

Преследователь

Роль Преследователя неизбежно приходит после того, как сыграны роли Жертвы и Спасителя. Любой, кто по­могает человеку, который не хочет помочь себе сам, рано или поздно рассердится на Жертву. Каждый раз, когда человек находится в позиции Жертвы, он прекрасно со­знает и свое приниженное положение, и то, что в этом положении его удерживает Спаситель, препятствуя лю­бым самостоятельным действиям со стороны Жертвы. Поэтому любой, кто некоторое время играл Жертву, в то время как его партнер спасал его, тоже рано или поздно разозлится. Следовательно, можно с уверенностью пред­сказать, что любая транзакция Спаситель—Жертва обя­зательно превратится в транзакцию Преследователь-Жертва.

Жертва

Есть Жертвы и жертвы. Жертва с маленькой буквы — это человек, который испытывает насилие со стороны дру­гого человека. Некоторые люди являются жертвами в чистом виде и не вносят никакого вклада в свое несчаст­ное положение. Например, тот, кого переехал грузовик или ограбили на улице, — настоящая жертва. Но, к сожа­лению, большинство ситуаций насилия содержат вклад со стороны внутренней Жертвы человека (так называемую виктимность), которая не дает человеку протесто­вать и сопротивляться несправедливости. Когда одно лицо подвергается насилию со стороны другого лица, Жертва в жертве вступает в сговор с на­сильником: она игнорирует чувства, которые говорят ей, что над ней совершается насилие, и (или) не использует все свои ресурсы для того, чтобы выйти из своего поло­жения.

Настоящие спасители — пожарные или тело­хранители: они помогают настоящим жертвам. Главное различие между спасителем и Спасителем — в том, что спаситель ожидает успешного исхода своих действий, а Спаситель — неуспешного (и его ожидания, как прави­ло, бывают вознаграждены). Кроме того, жертвы благо­дарят своих спасителей, а Жертвы — преследуют.

Никому не нравится быть слабым и беспомощным, но иногда приятно расслабиться и позволить другим поза­ботиться о себе. Это вполне можно сделать на короткое время, не включаясь в игру «Спасение». Ощущать себя беспомощной Жертвой крайне неприятно, а когда ситу­ация усугубляется появлением Спасителя, становится еще хуже. Не важно, насколько слабым ты себя чувству­ешь, все равно хочется услышать, что ты не полностью бессилен. А когда тот, кто помогает нам, требует и ожи­дает от нас, что мы сделаем то, что можем сделать сами, это вселяет надежду и новые силы.

Любой человек раздражается, когда с ним обращают­ся как с беспомощным, особенно если он об этом не про­сил, а когда мы узнаем, что кто-то сделал для нас что-то, чего мы не хотели и о чем его не просили, мы чувствуем гнев и униженность. Человек, который хочет выйти из позиции Жертвы может попросить, чтобы его не спасали, и вправе требо­вать честности от того, кто вызвался ему помочь. Часто такие просьбы приходится повторять снова и снова, ког­да перед тобой человек, который любит спасать и чув­ствует себя виноватым, когда не делает этого.

Психотерапия помогает эффективно справиться с бес­помощностью, выработанной длительным пребыванием в игре спасения. Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, о су­ществовании которых они даже не подозревали. Жен­щины обнаруживают у себя логические способности, способность работать с механизмами, быстроту и силу движений. Мужчины становятся чувствительнее, эмоци­ональнее, заботливее. У них развиваются навыки рас­слабления, они впервые ощущают любовь и начинают на­слаждаться жизнью. Отбросив роли игры в спасение и ру­ководствуясь своим центром, мы приобретаем власть над своей жизнью и перестаем препятствовать в этом другим.

 

Источник

http://juliarusakova.ucoz.ru/news/igra_v_spasenie_banalnyj_scenarij_bespomoshhnosti/2014-10-05-24

Просмотров: 381 | Добавил: Юленика7650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Мы ВКонтакте

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Поделиться

Наш опрос

Какие темы для Вас наиболее актуальны?
Всего ответов: 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0