В сценарной матрице есть два персонажа: родитель и ребенок. Транзактный анализ сценариев в основном занимается тем, что переживают дети, но у любого взрослого человека, который знаком с идеями транзактного анализа, неизбежно возникает вопрос: «А как мне, родителю, воспитывать своих детей?»
Чему нужно учить детей? Как добиваться дисциплины? Что можно позволить ребенку делать самому? Что ему говорить, а чего не говорить? В транзактном анализе запреты рассматриваются как вредное действие, но все ли запреты вредны? Как быть уверенным, что наши чувства, мысли и действия не создадут у ребенка разрушительную жизненную программу? Как дать им достаточное количество автономии, но не забросить их, лишив самодисциплины, целей, ценностей и идеалов? Как вырастить детей свободными, но не распущенными?
Решение основывается на вере в человеческую природу — в то, что люди, включая детей, от рождения хороши и, если им дать возможность, будут вести себя хорошо. Следовательно, воспитывая детей, главное — дать им возможность открыть, чего хотят они сами, и не подавлять их спонтанность и способность к познанию и близости.
Дети будут делать то, что для них правильно, если дать им свободу выбора и возможность выбирать, не испытывая внешнего давления. Силовые игры не помогут Детям научиться делать то, что хорошо для них; дети способны научиться этому сами.
Клод Штайнер приводит пример восьмилетней девочки, которая в рабочий день хочет посмотреть телевизионную передачу, заканчивающуюся поздно. Родители знают, что восьмилетний ребенок должен спать десять часов, чтобы на следующий день чувствовать себя хорошо и функционировать нормально, поэтому большинство родителей в такой ситуации предпочитают установить время отхода ко сну и требовать, чтобы оно соблюдалось. Теперь предположим, что девочка, которой надо на следующее утро встать в семь часов, хочет смотреть телевизор после девяти часов вечера. Что можно сделать на месте ее родителей? Настаивать на том, чтобы она легла спать в девять часов, используя силовые тактики: отказ в поглаживаниях, приказание, крики, шлепки, выключение телевизора или даже укладывание ребенка в постель силой? Со стороны девочки можно ожидать некоторого сопротивления, так как она хочет посмотреть телевизор. Родителям в такой ситуации нужна вся их вера в человеческую природу. Если признать, что ребенок является человеческим существом, способным мыслить и принимать правильные решения в делах, которые касаются ее самой, родитель может дать ей возможность проявить эту способность, т.е. предоставить девочке право сидеть у телевизора столько, сколько она захочет, спать так мало, как ей останется после этого, и быть разбитой весь следующий день, если она это выберет.
Да, не исключено, что поведение девочки накануне вечером может привести к тому, что на следующий день она не попадет в школу или создаст своим родителям ряд неудобств. Самостоятельность не включает в себя право причинять неудобства или боль другим человеческим существам. Пока последствия определенного действия ребенка касаются только его, он имеет право его совершить. Если же его выбор создал неудобства для других людей, эти люди, со своей стороны, имеют право потребовать, чтобы этот выбор не повторился. Если девочка засидится перед телевизором, проспит, и родителям придется везти ее в школу, тогда родители имеют право предъявить определенные требования в отношении ее режима. Предположим, что на следующее утро девочка проспала. Теперь она опять хочет смотреть телевизор после девяти вечера. Родители замечают это и просят, чтобы она ложилась спать. У мамы есть выбор — разыграть силовую игру и заставить дочку лечь в постель или дать ей возможность выбора, только на этот раз выбор должен сопровождаться соблюдением разумных условий. Скорее всего, на следующее утро ребенок встанет вовремя и успеет в школу. Если она не успеет и получит неблагоприятные последствия этого, то она, вероятнее всего, на следующий вечер ляжет вовремя.
Этот пример показывает, как родители могут позволить ребенку сделать собственный выбор и дать ему возможность почувствовать последствия этого выбора, не жертвуя при этом собой. Когда ребенку дается возможность выбора в большинстве ситуаций, как только он достигает возраста, в котором дети способны делать свой выбор, он вырастает самостоятельным, так как привыкает сам принимать решения и вести себя ответственно по отношению к другим. Послушные дети, которые привыкли выполнять родительские приказы, приучаются делать то, что им говорят, не понимая зачем. От детей, выросших в таких условиях, почему-то ждут, что они, достигнув совершеннолетия, вдруг чудесным образом начнут сами делать выбор и принимать ответственные решения. Программа воспитания большинства детей, к сожалению, не предусматривает для них возможности самостоятельного выбора, возможности ощутить его последствия и возможности принимать решение с учетом прав других людей.
Когда родители трудятся от зари до зари, чтобы иметь средства к существованию, когда каждая семья изолирована от других и в одиночку борется за выживание, у детей нет возможности развивать свои способности к познанию, спонтанности и близости. Однако если представить, что родители тратят на работу и собственные увлечения разумное количество времени, что им хорошо платят, что школы не угнетают учеников, что всем хватает места, пищи и свободного времени. Вот тогда появляется шанс вырастить по-настоящему свободную и ответственную личность. В такой ситуации родители сотрудничали бы с детьми. Дети росли бы без нелепых запретов и предписаний. Им не запрещали бы делать то, что они хотят, и не заставляли бы делать то, чего они не хотят. Они бы самостоятельно регулировали свое поведение в соответствии со своими желаниями и потребностью сотрудничать с другими людьми. Например, если бы им захотелось сделать что-то, что причинило бы неудобства тем, кого они любят, они бы отказались от этого действия по собственной воле. Дети внимательно относились бы к желаниям своих родителей, так как стремились бы к сотрудничеству с ними, и делали бы это из любви, а не из желания получить вознаграждение или избежать наказания. Естественно, их желания не всегда совпадали бы с желаниями их родителей, и тогда они бы поступали в соответствии со своим желанием, и это было бы понято и принято их родителями, так как это — очень недорогая цена за то, чтобы воспитать детей самодостаточными, а не зависимыми, пассивными и беспомощными.
В такой ситуации дети не стали бы совершать поступки, чреватые болезненными или вредными последствиями. У родителей таких детей есть ряд преимуществ. Во-первых, они живут с не Жертвами, которых надо спасать на каждом шагу, а с полноценными людьми, которые могут сами позаботиться о себе. Они чувствуют это, когда их дети реализуют свою врожденную потребность в сотрудничестве. Когда эти дети вырастут, они будут самодостаточны, они не будут терпеть несправедливость, угнетение, ложь и эксплуатацию. Наконец, родители, которые выбрали такой стиль воспитания, будут знать, что их дети сами формируют свою судьбу, следуя своей конструктивной природе. Дети, которые не терпели в течение долгих лет спасение и преследование в качестве беспомощных Жертв, когда вырастают, относятся к своим родителям с любовью и уважением, а не обвиняют в том, что те испортили им жизнь. Автор такого подхода к воспитанию детей – Клод Штайнер воспитывает своих детей в духе сотрудничества и свободы.
Источник http://juliarusakova.ucoz.ru/news/o_vospitanii_samostojatelnogo_rebenka/2015-09-05-60
|