В продолжение темы полоролевого программирования далее несколько самых распространенных женских сценариев, выделенных Ходжи Викофф, которые показывают, как женщины приучаются к мысли о том, что мы неполноценны и несамостоятельны по своей природе, и к каким результатам это приводит в жизни. Стоит отметить, что в жизни часто встречается смесь двух или нескольких сценариев в одной и той же женской личности.
Женщина на службе семьи
Жизненный план. Эта женщина проводит свою жизнь заботясь обо всех, кроме себя. Она хронически отдает больше, чем получает взамен, и принимает это, потому что чувствует, что по важности она последняя в семье и что ее ценность определяется тем, что она делает для других. Это неравенство поддерживают СМИ (телевидение, женские журналы), восхваляя образ идеальной жены, матери и домохозяйки. Поглаживания и значимость никогда не даются ей за ее личные качества и за то, что она делает, а только за ее семью, детей и мужа. Она выбирает свой сценарий, потому что он обеспечивает ей безопасность — помогает избежать риска, связанного с независимостью и полноценной жизнью. Она не отказывается от своего сценария, потому что каждый раз, когда она пытается бунтовать, ее муж и дети сердятся и не понимают ее. Хотя она играет все роли в треугольнике Карпмана, ей привычнее роль Спасителя. Пытаясь получить хоть что-то взамен за свои труды, она стремится вызвать у мужа и детей чувство вины, когда ей не хватает проявлений любви с их стороны или когда они не дают ей то, чего она хочет, даже если она не просила об этом вслух. Она читает женские журналы и при виде стройных моделей в модной одежде чувствует себя непривлекательной и недостойной любви. Она вращается в порочном круге обжорства и диет. Чем хуже она себя чувствует, тем больше она хочет взбунтоваться и тем больше переедает. Ее «карьера» чаще всего заканчивается депрессией и одиночеством. Ее дети больше не любят ее, муж не интересуется ею. Они использовали ее и выбросили. Чаще всего дети презирают ее, потому что считают ее причиной всех своих проблем. Когда она больше не может приносить другим пользу, что часто совпадает с периодом менопаузы, наступает ее психическая смерть (так называемая инволюционная меланхолия).
Искусственная женщина
Жизненный план. Чтобы получать поглаживания, она выставляет напоказ красивую искусственную оболочку — броские ювелирные украшения, высокие каблуки, остромодную одежду, интригующие духи и драматический макияж. Она пытается купить красоту и чувство благополучия, но ей это никогда не удается. Она хронически чувствует, что не так красива, как топ-модели — женщины из фильмов и модных журналов, которых она идеализирует. Она получает небольшое число поглаживаний (чаще всего от клерков в модных бутиках) за то, что умеет модно одеваться и совершать дорогие покупки. Этим двум занятиям она посвящает все свое свободное время. Она чувствует себя безопасно в роли потребителя и чувствует себя сильной, принимая решение в качестве покупателя, а также когда она приобретает то, что хочет. С другой стороны, она чувствует, что не властна над той частью своей жизни, которая протекает вне стен магазинов, и поэтому в треугольнике Карпмана ей наиболее привычна роль Жертвы. Большую часть свободного времени она тратит на покупки, косметические процедуры, примерки разных туалетов и чтение журналов о моде и кинематографе. Она раз за разом получает подтверждение справедливости своего сценария, когда на нее не обращают внимания, если она не одета и не накрашена, как кукла Барби. Так как она не получает от жизни того, чего хочет на самом деле (это невозможно купить), она пытается забыться в «покупательском запое». Когда она сердита на мужа, то «до смерти избивает» его пластиковой кредитной картой (тратя его деньги без счета) или покупает на его деньги поглаживания у своего психоаналитика. Когда внешняя красота уже не может вернуться к ней ни за какие деньги, она впадает в депрессию, потому что больше не получает поглаживаний ни от себя, ни от других. Она может попытаться заполнить пустоту алкоголем, транквилизаторами и другими химическими веществами. В старости она наполняет свою жизнь мелочами, а свой дом — безделушками.
Женщина за спиной мужчины
Жизненный план. Она кладет весь свой талант и всю свою энергию на то, чтобы помочь сделать карьеру своему мужу, часто менее одаренному, чем она сама, но, согласно сексистским стереотипам, обязанному быть более преуспевающим, чем она. У нее, как правило, нет детей; она выглядит умной и красивой на коктейлях и вечеринках, она гостеприимна и умеет прекрасно проводить кампании по рекламе своего мужа. Это Сирано де Бержерак в юбке, талантливый человек, который не может позволить себе блистать под собственным именем ввиду врожденного недостатка (ее пола), который делает ее социально неприемлемой в высоком положении. Чтобы поддержать мужа, она отдает ему много поглаживаний, в частности позволяет ему получать поглаживания, которые по праву принадлежат ей. Например, она пишет за него книги, а он получает всю славу и почет. Она удовлетворяется тем, что слышит аплодисменты, адресованные ему. Она считает, что легче вкладывать силы в успех мужа, чем самой иметь дело с жестокими реалиями конкуренции и прослыть «карьеристкой». Если им удается достичь успеха, она проводит много времени, читая письма поклонников мужа, смотря передачи с его участием по телевидению, следя за тем, как идут дела у конкурентов, занимаясь украшением дома и устраивая элегантные вечеринки в надежде очаровать шефа своего мужа, чтобы тот повысил его в должности Подтверждение справедливости сценария приходит всякий раз, как ей отказывают в публикации рукописи, подписанной ее именем, и всякий раз, как ее соглашаются взять только на должность секретаря. Когда неравенство начинает ее тяготить, она может попытаться разрушить игру, вслух сообщив о своем вкладе в популярность мужа. Впрочем, чаще она удовлетворяется, закрутив роман с одним из его конкурентов. В конце пути, когда он почти достиг вершины и уже не нуждается в ней так, как раньше, она может развестись с ним, и тогда он возьмет в жены молодую девушку, которая даст ему возможность ощутить свое превосходство и которая к тому же является более привлекательным сексуальным объектом.
Я бедняжечка
Жизненный план. Она проводит жизнь в роли Жертвы, которая ждет своего Спасителя. Ее родители делали за нее все, потому что она девочка (а девочки считаются беспомощными), и тем самым подорвали ее уверенность сделали ее абсолютно зависимой и полностью подконтрольной им. Сперва она борется с этим, но со временем отказывается от борьбы и сдается. Она решает, что родители были правы и что она действительно беспомощна. Она выходит замуж за выдающегося человека, который играет роль Папочки — Спасителя маленькой беспомощной девочки. Она не получает поглаживаний за то, что чувствует себя хорошо и постоянно находится в депрессивной позиции, потому что ей дают поглаживания, только когда ей плохо. Поэтому поглаживания, которые она получает, отдают горечью и оказываются малопитательными. Она переживает состояние близости, когда она сама играет роль Ребенка, а окружающие находятся в роли Родителей, но очень редко участвует в равных близких отношениях. Так как у нее есть разрешение вести себя по-детски, она бывает по-детски спонтанной и по-детски беспомощной, а кроме того, умеет изобретательно «сходить с ума». Родители научили ее тому, что легче получить желаемое от других людей, если пожаловаться им на свои несчастья, поэтому она делает все, чтобы поддерживать образ Жертвы. Она проводит много времени, жалуясь на свои несчастья и пытаясь спровоцировать окружающих помочь ей. Она сохраняет убежденность в том, что является Жертвой, раз за разом провоцируя других делать для нее то, чего они вовсе не хотели делать, после чего они преследуют ее (выражая свое раздражение). Ее муж получает поглаживания за то, что играет роль Доброго Папы беспомощной дочки, сексуальные поглаживания как знак восхищения им и, наконец, поглаживания в качестве мужа-мученика, когда она окончательно потеряет голову. Она сопротивляется спасению, сходя с ума, устраивая мужу публичные сцены и вызывая у окружающих сомнение в его компетентности как мужа. Она заканчивает полной неспособностью адекватно функционировать и оказывается либо в зависимости от мужчины, который тиранит ее, либо в психиатрической клинике.
Непривлекательная красавица
Жизненный план. Она обладает стандартными признаками «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и непривлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не видит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь, бросаются изъяны и несовершенства. Эта особенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдельных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей кажется, что она обманывает тех, кто думает, что она красива, и считает их глупцами. Она получает много поглаживаний за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрасное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасного Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настоящему красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Она ощущает себя в первую очередь Жертвой. Часто другие женщины видят в ней опасную соперницу и завидует ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным умение сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна. Так как она не пользуется своей взрослой частью в отношениях с Прекрасным Принцем, он эмоционально «обворовывает» ее. Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждебного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее считают просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в одиночестве, ее никто не любит, даже она сама.
Медсестра
Жизненный план. Она — профессиональный Спаситель и работает в организации, где ее эксплуатируют и выкачивают из нее все соки. Вначале ее желание заботиться о других исходило изнутри, но скоро забота становится обязанностью, навязанной извне. Ее учат чувствовать потребности других людей и удовлетворять их. Из-за этого она ждет, что другие люди прочитают ее мысли так же, как она читает их мысли, и позаботятся о ней так же, как она заботится о них. Однако этого не происходит: она не просит вслух о том, чего хочет, поэтому ничего не получает. Зато она часто получает от благодарных пациентов и их семейств поглаживания в виде коробки конфет. Устав спасать, она обижается и становится сердитой. Она не получает то, чего хочет, поэтому становится Преследователем под маской так называемой «профессиональной бесстрастности». Ее преследование часто принимает форму антиспасения: «Я даю только то, о чем меня просят!». Она проводит время, жалуясь на врачей и начальство, но у нее не находится ни сил, ни времени, чтобы противостоять им. Кроме того, она опасается последствий своей активности. Она чувствует, что должна приспособиться, чтобы не потерять свой кусок хлеба, так как она содержит свою семью (потому что она спасает мужа-алкоголика или потому что она мать-одиночка). Когда у нее не складываются близкие отношения, она думает, что должна была дать своему избраннику больше (спасение). По иронии судьбы в старшем возрасте она проводит большую часть своего времени в больнице, так как ее тело не выдержало многолетней эксплуатации. Она могла повредить спину, поднимая тяжелого пациента. Кроме того, в течение дня она подхлестывала себя стимуляторами, а по вечерам пыталась успокоить седативными средствами и алкоголем.
Полная женщина
Жизненный план. Вся ее жизнь вращается вокруг показаний весов. Она проводит время, ругая себя и сидя на диетах, пытаясь достичь душевного благополучия через умерщвление плоти. Она приобрела вредные пищевые привычки еще ребенком. За хорошее поведение ее вознаграждали едой. Кроме того, ей говорили, что она должна съесть все, что лежит на тарелке, потому что выбрасывать еду грешно: «Подумай о детях, которые голодают в ……» (а не о своем полном желудке). Она не умеет выражать свой гнев и говорить «нет», то есть она буквально проглатывает все, что ей дают. Когда она набирает излишний вес, это происходит потому что, она хочет выглядеть «солидно». А так как она не умеет выражать свой гнев и отказывать, полнота помогает ей отпугивать мужчин. Толщина также служит ей своеобразной «деревянной ногой» — оправданием за то, что она не добилась в жизни того, чего хотела. Она страстно хочет получать поглаживания за свою внешность, но они ей никогда не достаются. Ее спонтанность подавляется необходимостью постоянного контроля за тем, что и когда она ест. Она чувствует себя Жертвой собственного тела, своей неспособности контролировать себя и мнения других людей о ее весе. Она вращается в порочном круге «пищевых оргий» и жестоких диет, служащих самонаказанию. Она убеждена, что с ней не все в порядке из-за ее лишнего веса. Повторяющиеся неудачные попытки сбросить вес доказывают ей, что у нее нет силы воли и способности контролировать свою жизнь (то есть что она — беспомощная Жертва своей дурной привычки). Так как она постоянно беспокоится о своем весе и ее сердце разбито отсутствием любви, рано или поздно ее настигают сердечные заболевания.
Учительница
Жизненный план. Она принимает решение учить других, так как для нее это единственный способ применить свои познания в любимом предмете, но не потому, что это — именно то, что она хочет делать. Затем она попадается в ловушку стремления сохранить свою работу, так как эта работа дает ей иллюзию безопасности (она штатный преподаватель!). Она выполняет в обществе две функции. Во-первых, она работает интеллектуальной нянькой для детей. Кроме того, она помогает вдалбливать в головы детям общественные ценности, то есть готовит из них послушную рабочую силу. Она учит их состязаться, не высовываться, исполнять приказы и приспосабливаться. Ей приходится следовать правилам, которые ей не нравятся, и еще учить им детей. Ее главная проблема в том, что она проводит все свое рабочее время с детьми, поэтому она почти не общается со своими ровесниками. Если она замужем, она заперта в тюрьме одиноких моногамных отношений; если нет, она не общается достаточно, чтобы удовлетворить свою потребность в поглаживании. Ей недостаточно транзакций Ребенок — Родитель, которыми она обменивается с учениками, и она, как правило, отдает больше любви, чем получает взамен. Когда ее начинает раздражать такое положение дел, ей перестает нравиться или педагогический труд, или сами дети, и тогда она принимает позицию Преследователя (хотя при этом остается благосклонной к нескольким «любимчикам»).
Демоническая женщина
Жизненный план. Она осознает власть, которую имеет над людьми, и использует ее, хотя она и не в состоянии управлять ею. Она сражается со взрослыми частями личности мужчин и с их частью - Критический Родитель, используя свои тайные колдовские возможности, но не имея при этом взрослой стратегии борьбы. Несмотря на то, что ей нравится быть женщиной, она соревнуется с другими представительницами своего пола и предпочитает действовать индивидуально, не сотрудничая с ними. Она считает, что отличается от других женщин, так как имеет «особенную власть» над людьми. Она привыкла сражаться, будучи в подчиненном положении. Она тревожна, ее посещают паранойяльные мысли, а другие люди считают ее нервной. Когда она злится, то любит поскандалить, особенно с мужчинами. Ее излюбленная роль — Преследователь, и она всегда готова к бою. Она проводит много времени, читая о мистицизме, колдовстве и астрологии. Когда она не получает от человека то, что хотела, она отыгрывается, «наслав порчу» или распуская сплетни о нем. Когда она кем-то недовольна, она создает напряженность между этим человеком и кем-нибудь еще, наговаривая им друг на друга, формируя у обоих паранойяльные мысли и косвенно раздувая конфликт. В конце концов она остается одна против всех, полная мстительных чувств, так как ей не удалось получить от жизни то, чего она хотела. Она использовала свои возможности для того, чтобы создавать проблемы другим и себе, вместо того чтобы пустить свою энергию в «мирное русло», то есть на достижение своих жизненных целей.
Сильная женщина
Жизненный план. Родители научили ее надеяться только на себя и никому не доверять, потому что их семья находилась в постоянной борьбе за выживание («мы против «сего мира»). Ее во многих отношениях воспитывали как мальчика, уча ее добиваться успеха в конкурентной борьбе. Она озабочена своим выживанием на элементарном уровне, поэтому она привыкла игнорировать все, что выходит за его пределы (например чувства). Она самостоятельна и чаще всего ведет себя по-мужски неэмоционально. Она любит спортивные соревнования. Она проводит много времени, злясь на мужчин, которые превосходят ее (они сильнее, они бегают быстрее, чем она), и на женщин, которые обладают какими-либо привилегиями, которых у нее нет, потому что она не хочет «продаваться» в сексистское рабство. Ее друзья, если они вообще у нее есть, — это мужчины. Она сражается с людьми, которых раздражают ее энергия и независимость, насмехаясь над ними и принижая их. Ей привычна роль Преследователя, так как она дает ей ощущение превосходства, особенно над людьми, которых пугает ее активность. Она получает доказательства того, что людям нельзя верить, когда ее снова и снова разочаровывают, но в этом есть и ее собственный вклад, так как она не очень хорошо знает, что ей нужно кроме физического выживания, и так как она постоянно информирует окружающих о том, что ей «никто не нужен». Мужчины избегают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменностью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве.
Королева пчел
В статье «Синдром королевы пчел» Стейнс и соавторы определяют Королеву пчел как женщину, которая сделала успешную деловую карьеру: она может быть юристом, врачом или деловой женщиной, которая добилась своего в «мужском мире», много работая и вложив много сил в конкурентную борьбу. В этой борьбе ей пришлось нелегко, поэтому она считает активисток движения за освобождение женщин ленивыми жалобщицами. В душе она антифеминистка, хотя и называет себя свободной женщиной. Ее успех требует сил, чтобы укрепиться на занятых позициях, и поэтому она совсем не желает, чтобы другие женщины достигли того же слишком легко, в первую очередь, потому, что она не нуждается в дополнительных конкурентах. Как указывают авторы статьи, она исповедует философию индивидуальной борьбы Горацио Элджера, и потому ей чужда общественная деятельность. Она сделала карьеру сама, и если другие женщины готовы заплатить ту же цену, которую заплатила она, пусть попытаются. Ее часто поддерживают сторонники мужского шовинизма, потому что понимают, что она, в обмен на их поддержку, помогает им держать других женщин в узде. Такие женщины склонны соглашаться с утверждениями «Если женщина не добилась успеха в жизни, ей стоит винить только себя» и «Чтобы преодолеть дискриминацию, женщины должны доказать, что они такие же способные, как мужчины».
Источник http://juliarusakova.ucoz.ru/news/rasprostranennye_zhenskie_scenarii/2015-01-20-38
|